Воскресенско-Германовский храм

История

Воскресенская (Германовская) церковь_начало 20 в.История Воскресенско-Германовского собора

Святитель Герман Казанский скончался в Москве в ноябре 1567 года. Почти 24 года его мощи покоились в Москве. Однако ученики святителя Германа при казанском митрополите Гермогене, почитавшем местные казанские святыни и угодников Божиих, отправились в Москву и попросили у царя Федора Иоанновича и патриарха Иова перенести нетленные мощи святогоархипастыря в основанный им Свияжский монастырь. Торжественное перенесение святых мощей было совершено 25 сентября 1591 года.

С этого времени в Казанском крае стали чтить святителя Германа как святого, призывать его в своих молитвах (Житие святителя Германа. – Казань, 1894 г., с. 29-30). Однако до конца XVII века святитель почитался еще только местно. 6 октября 1695 года по распоряжению патриарха Адриана митрополит Маркел освидетельствовал мощи св. Германа и переложил их в новую липовую раку, обложенную с лицевой стороны серебром. Это событие послужило началом общероссийского почитания казанского святителя.

В 1697 году жители и духовенство города Симбирска обращаются к казанскому митрополиту с просьбой прислать мощи новоявленного Божьего угодника. Сведения об этом содержат три сохранившиеся рукописи, которые имеют важное значение для истории Воскресенско-Германовской церкви.

На месте встречи иконы св. Германа с его мощами у верховья Свияжского ключа была построена сначала часовня, послужившая впоследствии поводом для основания Германовской или Воскресенской церкви (Церк. Летопись, л. 2. Ср.: Липинский, «Материалы… Симбирская губ.», ч. 2, стр. 383.). Нельзя точно указать, в каком году это произошло, так как не сохранилось ни храмоздательного креста, ни благословенной грамоты, ни каких-либо других документов. Скорее всего, часовня была обращена в церковь в конце первой четверти XVIII столетия, согласно указу императора Петра Великого об уменьшении часовен вообще, данному в 1722 году (Снегирев «Русская Старина», ч. 2, стр. 43). Увеличение городскогонаселения также способствовало этому преобразованию часовни в церковь. Полное обновление часовни дало повод и главный престол новой церкви посвятить в память обновления храма Воскресения Христова(« Воскресения Словущего»). От главного пре­стола церковь получила название «Воскресенской». Однако в городе, по имени прежней часовни и по второму престолу, церковь называлась преимущественно «Германовской».

В церкви было три престола: в память обновления храма Воскресения Христова; во имя Гурия и Варсонофия Казанских чудотворцев, и во имя Германа Свияжскаго чудотворца (Клировые Ведомости 1837 г., ц. 3). В 1854 г. престолы были переименованы: главный престол оставлен тот же, правый был посвящен трем святителям Казанским всем вмеcте, а левый, — святым первоверховным апостолам Петру и Павлу (Клировые Ведомости 1854 г., ц. 3).

Церковь была небольших размеров, — крестообразная, с каменной колокольней, квадратной внизу, с пирамидальным верхом, покрытым черепицей. В 1877—1879 годах главная часть Германовской цер­кви была перестроена. Не столько непрочность церкви была при­чиной этого, сколько сырость и малые размеры, не соответствовавшие количеству прихожан. Вновь сооруженная церковь — каменная, о семи главах с тремя полукруглыми алтарями в ряд. В церкви были устроены три престола:главный по-прежнему оставался в память обновления храма Воскресения Христова; другой — придельный, с правой стороны, в честь святителя Германа, Казанскаго чудотворца; третий — придельный, с левой стороны, в честь святителя Николая Мирликийского. Прежние престолы были оставлены в трапезной части храма. Сохранилось подробное описание внутреннего убранства собора в конце XIX века.

Архитектурно-художественная композиция церкви своеобразна и никогда ни в одной из ранее существовавших церквей города не повторялась. Фигурный красный кирпич в сочетании с декоративными вставками из белого вятского камня широко использован в убранстве фасадов. Арочный навес с колоннами-бочками и каменной лестницей оформляет вход в храм с южной стороны. Многоярусная стройная колокольня, к сожалению, была разобрана в 30-е годы XXвека. Архитектурно-градостроительное значение церкви определялось ее ведущей ролью в высотном силуэте города, северо-восточное направление которого определялось двумя соборами и тремя церквями, включая Германовскую. Здание Воскресенско-Германовского собора имеет историко-мемориальную и градостроительную ценность как своеобразный памятник церковного зодчества старого города Симбирска, сохранившийся с XIX века.

В годы советской власти почти все церкви города были закрыты, а большинство храмовых зданий разрушены. Старинный русский город Симбирск был переименован в Ульяновск в честь вождя революции и непримиримого борца с Православной церковью Ульянова (Ленина). К счастью, Воскресенско-Германовский собор избежал полного разрушения. Просторное и прочное здание облюбовал для себя областной архив. Только после прекращения в 1988 году гонений на церковь стало возможным говорить о возобновлении богослужений в чудом сохранившемся храме. По решению Федерального арбитражного суда Приволжского округа в 2008 году после семнадцатилетней тяжбы здание Германовской церкви было возвращено Симбирской и Мелекесской епархии. 18 апреля 2008 года впервые после освобождения здания архивом архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл отслужил в нем благодарственный молебен. Здание находилось в разрушенном состоянии и требовало капитального ремонта, который был осуществлен усилиями верующих жителей города. Владыка Прокл неоднократно обращался к симбирянам с просьбой о помощи в восстановлении собора.

13 апреля 2009 года (Великий понедельник страстной седмицы) архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл с духовенством совершил молебен и освятил купола и кресты, которые были в тот же день установлены на храм. 18 февраля 2010 года владыка совершил в храме первое богослужение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского. Малое освящение собора было проведено в Великий четверг 1 апреля 2010 года. С Пасхальной службы 4 апреля 2010 года впервые после долгих лет забвения началась новая литургическая жизнь Воскресенско-Германовского собора.

 

ЧЕЛОБИТНЫЕ 1697 года С ПРОСЬБОЙ О ПРИСЫЛКЕ В СИМБИРСК МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ГЕРМАНА КАЗАНСКОГО

Сохранилось три рукописи, подробно излагающие историю получения мощей святителя Германа. Интересные и сами по себе эти рукописи, имеют важное значение и для истории Германовской (Воскресенской) церкви. Мы приводим их с буквальной точностью.

«Великому Преосвященнейшему Маркеллу митрополиту Казанскому и Свияжскому», пишется в одной из этих грамот («От Захария Протопопа прошение к митрополиту Маркеллу о мощах св. Германа». Рукопись Симбирского Кафедрального Собора № 26-й), «бьют челом богомольцы твои града Синбирска Троицкаго большого собора протопоп Захарий Дементьянов с братиею и прочих парахиальных церквей попы и диаконы и всего града жители: в нынешнее Государь Святейший Владыка и грядущее время прославил Бог своего угодника подобника первейшему Архипастырю Казанскому святителю и чудотворцу Гурию, того бо и престола преемника брата святителю и в чудесах дивнаго Германа Apxиeпиcкoпa Казанскаго и Свияжскаго его же святыя мощи по преставлении его честном еще и в земных запертых хранилищах многолетно пребывша, но по пи­санному кости ого святыя не сокрушишася, к ним же с верою притекающим изливают токи исцеления. Милостивый Го­сударь преосвященнейший Маркелл Митрополит Казанский и Свияжский пожалуй нас Богомольцев своих и всего града жителей, даруй нам в благодарение и просвящение онаго святителя и чудотворца Германа Архиепископа Казанскаго и Свияжскаго мощей его часть да тако чрез его и твоя святейшия молитвы и нам от всеблагаго Бога присно грехов прощение и от наветов вражьих свободу и спасение получите. Государь Архиерей Божий, не презри прошения нашего».

Владыка Казанский действительно отослал в Симбирск часть мощей святителя Германа в благословление и благодатную помощь, а потом дал и «позволительную память» о построении часовни в Симбирске на месте встречи святых мощей. Вот текст ”позволительной памяти» (Рукопись Симб. Кафедр. Собора, № 27-й) Лета 7205 февруария в 4 день по указу великого господина Преосвященного Маркелла Митрополита Казанскаго и Свияжскаго память града Синбирска закащиком Успенского монастыря игумену Макарию да церкви Владимирской Богородицы иepeю Аввакуму Стефанову: в нынешнем (205) году февруария в день били челом Преосвященному Митрополиту града Синбирска соборныя церкви протопресвитер 3axapий Дометиев с братиею, а в челобитье своем написал. По указу де Архиерейскому прислано в Синбирск в соборную церковь часть святых мощей Германа Архиeпискoпa Казанскаго чудотворца и не дошел до града Синбирcкa по Казанской дороге у вершины Свияжскаго ключа встретят святыя мощи совершали всенощное бдение и молебное благодарение. И то место по указу великаго государя, а по их че­лобитью под часовню и под келлию им отведено. И Преосвященному Митрополиту пожаловати б, их благоволити им велеть на том месте построить часовню. И Преосвященный Митрополит слушав их челобитную указал на том месте, которое отведено под часовню, построить вновь часовню и поставить в ней честный и животворящий крест Господень и святыя иконы. И как к вам ся память придёт и вам бы о строении той часовни учинить по сему Преосвященного Митрополита указу».

Третья, сохранившаяся, в Симб. кафедр. соборе рукопись содержит в себе ”список с владенной выписи» об отведении земли под Германовскую часовню, Лета 7205, говорится здесь (Рукопись Симб. Кафедр. Собора, ненумерованная), “октября в 10 день по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея великия и малыя, и белыя России самодержца ближней стольник и воевода Андрей Петрович Измайлов да дьяк Ермил Никитин велели дать владеную выпись Синбирские соборные церкви протопопу 3axapию Дементьянову с братиею на отводную землю, которая отведена по их челобитью под часовню и под келию в Синбирску по Казанской дороге за кол­ками для того: в прошлом в204 году августа в 25 день били челом великому государю Царю и великому князю Петру Алексеевичу всея великия, и малыя, и белыя России Самодержцу они протопоп Захарий с братиею, а в Синбирску в приказной палате ближнему стольнику и воеводе Андрею Петровичу Измайлову да дьяку Ермилу Никитину подали за рукою челобитную, а в челобитной их написано: по бла­гословению Преосвященнейшего Маркелла Митрополита Казанскаго и Свияжскаго прислано в Синбирск в соборную церковь часть от мощей иже во святых отца нашего Германа архиепископа Казанскаго и Свияжскаго чудотворца, и не дошедше Синбирска по указу Преосвященнейшаго Митрополита в том месте на поле совершали всенощное бдение и молебное пение и на том месте велено построить часовню для поставления святаго образа Германа чудотворца, и великий Государь пожаловал бы их про­топопа с братиею велел под часовню и сторожам под клеть их то место отвесть; и по приказу ближнего стольника и во­еводы Андрея Петровича Измайлова и пo помете на той их челобитной дьяка Ермила Никитина велено под часовню и под клеть измерять земли длиннику; и поперешнику по сороку сажень; и по той помете в вышеписанном месте под часовню и под клети земли указное число длиннику и поперешнику по сороку сажень в Государеву трехаршинную сажень отмерено и в приказной палате в отводные книги то место записано».

(по материалом книги Александра Яхонтова «ЦЕРКВИ ГОРОДА СИМБИРСКА (историко-археологическое описание)в память 250 – летия города»)

ОПИСАНИЕ ВНУТРЕННЕГО УБРАНСТВА ВОСКРЕСЕНСКО-ГЕРМАНОВСКОГО СОБОРА В КОНЦЕ XIX ВЕКА

Главный алтарь церкви в длину от царских врат до Горняго места 4 саж. 1/2 аршина, в ширину также 4 саж. 1/2 аршина. В нем святый престол четырехугольный, вышиною — 1 арш. 6 вершков, длиною и шириною по 1/2 арши­на. Доска кипарисная, столицы и переплет — дубовые. На престоле святый антиминс — атласный, желтого цвета, освещенный преосвященным Феоктистом 14 октября 1879 года. Жертвенник — дубовый, вышиной 1 арш., шириной и длиной — 5 четвертей. На Горнем месте образ Спасителя, сидящего на престоле, в архиерейском облачении, писанный па полотне и поставленный в деревянной, вызолоченной раме, вышиною 3 аршина 14 вершков, шириною 2 арш. 7 вершков. Запрестольный крест с рукоятью, образа Казанской Божией Матери, свят. Митрофания, Божией Матери «Всех скорбящих радосте», Спасителя — другие украшения святого алтаря.

Предалтарный иконостас был столярной работы, окрашен белою масляною краскою, с колоннами и резьбою, по местам вызолоченными. Царския врата были резными, вызолоченные, с обычными иконами. По правую сторону царских врат — местный образ Спасителя с предстоящими Ему Божиею Maтepиeю и Предтечею; на этой икон была риза серебряная, чеканная, сделанная в 1836 году (Опись 1880 г., л. 7.). За южною дверью по­мещалась храмовая икона Обновления храма Христа и Бога нашего Воскресения; на ней — серебряная риза, с позолотою на изображениях: Воскресение Христова, трех святителей, глав храма, на венцах Константина и Елены, на митре и палице святителя, совершавшего Обновление храма, на евангелие в его руках, на потире и дискосе; сделана риса в 1841 году (Опись 1880 г., л. 7. об). По левую сторону царских врат местный Иверский образ Божьей Матери, в серебряной ризе с вызолоченным на Бо­гоматери венцом. За северной дверью находился образ трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, в серебряной ризе (Опись 1880 г., л. 8.). Весь иконостас был трехъярусный, оканчивался образом Воскресения Христова.

Придельные предалтарные иконостасы настоящего храма были двухъярусные, а в трапезе — одноярусные. Все отличались весьма малыми размерами.

По причине неимения средств Германовская церковь оставалась недостроенною до 1890 года. В этом году преосвященный Варсонофий дал благословение на перестройку и остальной части храма. Ветхая каменная колокольня была разрушена, два трапезных придела были упразднены, вырыт ров под фундамент, заготовлены первые нужные материалы, отслужен молебен. Щедрою рукою подавались пожертвования на церковь, и она скоро была воздвигнута в величественных, в сравнении с прежними, размерах (Главным распорядителем по постройке церкви был церковный староста П. А. Никитин). И внутренность, и внешность цер­кви существенно были изменены. Она устроена трехпрестольною.

Святые алтари сделаны по одной линии от cевера к югу и тремя полукруглыми выступами выдаются на восток из общего здания церкви. Четыре столба поддерживают куполообразный свод настоящего отделения храма; на лбу купола изображение Воекресения Христова в звездном небе, а по углам святые евангелисты. Своды трапезы — коробовые, на среднем из них Покров Пресвятой Богородицы. На стенах над окнами в трапезе изображение святых, по пяти на каждой стене. На пересекающихся между собою железных связях в настоящей церкви укреплено массивное, вызолоченное паникадило. Четырьмя столбами — колоннами вся церковь разделяется на три поместительных, продолговатых корабля. Над главными западными, входными, дверями, устроены хоры на кронштейнах.

Главною отличительною чертою трапезы Германовской цер­кви являются небольшого размера, одного украшения и одной работы иконы, размещенные по стенам и столбам церкви, это — иконы бывших прежде придельных иконостасов: Господь Вседержитель, Божья Матерь «Всех скорбящих радость» (на правом при входе столбе), Спаситель, Гypий, Варсонофий и Герман, Kaзанские чудотворцы (на втором правом столбе), Божья Матерь, св. апостолы Петр и Павел (на втором левом столбе), Тайная вечеря (па правой стене) и другие.

У второго левого от входа столба помещаются в особом киоте, в серебряной ризе, небольших размеров Владимирская икона Божьей Матери, пожертвованная в церковь Симб. Купцом Н. В. Кротковым. Эта икона чествуется прихожанами преимущественно пред другими иконами.

У второго правого столба в таком же киоте, как и предыдущая икона, в апликовой ризе, икона Нерукотворного Спасова образа, пожертвованная Симбирским купцом И. Е. Войлошниковым.

У правой стены особенно выделяется икона Божьей Ма­тери «Нечаянная радость» в киоте, сделанном на средства Б. Я. Юдиной и других жертвователей. Икона — без ризы, нового письма, снимок с иконы Божьей Матери «Нечаянная ра­дость», находящейся в селе Сельдинской слободе. Внимание каждого икона привлекает к себе надписью, заимствованною из книги «Руно Орошенное», лист 79. Мы приведем эту надпись дословно: «Человек некий беззаконен и имеяше пра­вило повседневное к Пресвятой Богородице молитися словесы Архангельского целования: радуйся, обрадованная. Единою хотящу ему ити к скверному беззаконию, обратися к образу Пресвятыя Богородицы, да первее совершить моление, по сем да идет. И a6иe нападе на него страх, и быв во ужасе, видит образ движущься, и со жива Богородица с Сыном на руку держимым. Отверзошася же язвы Младенца в руках и ногах и боку и се течаше кровь потоками, яко же на кресте. Сие чоловек видев паде от страха и возопи: О Госпоже, кто сия сотвори? Отвеча Богородица: ты и прочии грешницы грехами Сына Моего распинаете, яко Иудеи. И рече грешник: помилуй мя, Мати милосердия! Отеща Богородица: Матерь Милосердия Мя нарицаете, скорби же исполняете». — Совершенно такая же, только в малых размерах, икона Божьей Матери «Нечаянная радость» находится в главном предъалтарном иконостасе против левого клироса; перед этою ико­ною горит неугасимая лампада.

Также против левого клироса в главном предалтарном иконостасе замечательна икона святителя Мирликийского и чудотворца Николая. Икона в киоте в виде складня с крестом вверху: размер киота 12 – 14 вершков; по бокам складня – иконописное изображение ангелов в серебряных ризах. Изображение самого святителя Николая резное, деревянное, березовое, прежде было бронзированное, теперь в серебряной ризе 84 пробы. Для местного края изображение святителя понятно; оно — Промзинское: в правой руке святителя — меч, в левой — церковь; венец на святителе вызлащенный; на омофре изображены святые Иннокений, Варвара и Феодора. По преданию, эта икона перенесена из старой церкви в новую и должна считаться древнею.

За левым клиросом в особом киоте находится икона Божьей Матери, именуемая «Сладкое лобзание». Она принесена в церковь в самое недавнее время; по надписи, имеющейся на оборотной стороне этой иконы, она «писана и освящена на святой Афонской гopе в пустынно-келейной св. вел. Артемия “обители». Размером икона 4 — 5 четвертей.

За правым клиросом в отдельном киоте вставлена икона святителя Германа, архиепископа Казанскаго, в серебряной, позолоченной ризе и в серебряной рамке. Вокруг святителя изображены события из его жизни; все изображения в серебряных ризах, а венцы вызолоченные. Над самою иконою серебряное, вызолоченное сияние с изображениом в нем Господа Саваофа. Икона эта замечательна как своею древностью, так особенно святынею, в ней заключающеюся. В икону вложена часть святых мощей святителя Германа, в 1697 , по разрешению Казанскаго митрополита Маркелла, «присланных в Сиибирск в благословение и благодатную помощь (Другая часть св. мощей святителя Германа находится в Симб. Кафедр. Соборе. См. в описании последнего).

По правую сторону царских дверей главного алтаря на особом аналое лежит небольшая икона святых врачей и целебников Печерских Агапита и Дамиана. И эта икона замечательна тем, что в ней находятся частицы св. мощей поименнованнных святых.

Из предметов церковной ризницы можно отметить только две книги: месячную минею 1724 года и напрестольное евангелие 1771 года. Последнее — на. Александрийской бумаге, в полулист, обложено малиновым бархатом. До 1884 года на этом евангелее верхняя доска была покрыта серебряною, вызолоченною доскою; на ней изображение Спасителя и четырех евангелистов — серебряныя, вызолоченныя. Таковые же были над Господом Саваофом корона, а на нижней доске средник с образом креста и угольники (Церковная опись 1880 г., л.50.). В 1884 году на евангелие был сделан новый оклад вокруг всего евангилея с застежками и ножками, серебряный, вызолоченный. Изображения были изменены; на верхней доске сделаны Воскресение и евангелисты, на нижней — поклонение волхвов, вверху — чаша, внизу — орудия крестной смерти.

(по материалом книги Александра Яхонтова «ЦЕРКВИ ГОРОДА СИМБИРСКА (историко-археологическое описание)в память 250 – летия города»)

(просмотры 1737)

Перейти к верхней панели